ИСТОРИЯ: очерк с.2


она опять стояла на прежнем месте, на скале. То же самое повторилось и в другой раз, когда вздумали снова взять ее со скалы. Тогда все поняли, что Богоматери не угодно, чтобы святой лик Ее находился в другом месте, кроме той скалы, где он явился: не медля решились устроить малый храм в самой скале, против того места, где явилась святая икона. Изсекли внутри скалы пещеру, а снаружи лестницу к ней и в сей пещере-храме поместили новоявленную икону.

Явление святой иконы произошло 15 августа, посему новый храм посвящен Успению Богоматери.
Чудесное явление иконы Божией Матери и основание Успенской церкви относится к середине ХV века, а в конце ХVI века встречается уже известие о существовании монастыря на Салачике, т.е. на месте настоящего Успенского скита.

В это время монастырь посылал от себя доверенное лицо к Московскому Царю Федору Иоановичу просить милостыню.

В начале ХVII века из дел того же приказа знаем о существовании Успенской пещерной церкви, а в конце ХVIII столетия читаем в письме князя Прозоровского к Румянцеву-Задунайскому от 31 мая 1777 года, что близ Бахчисарая с давних времен существует греческая небольшая церковь, высеченная в горе, из камня, которая хотя и была возобновлена, но все однако же в упадке, и что архиерей, видевшись с ним, открыл свое намерение, чтобы новую и уже порядочную построить.

В чудесном явлении святой иконы христиане получили Божественную помощь, покров самой Богородицы. Они снова шли на брань за исповедание святой веры, с твердою надеждою, что Пресвятая Богородица не оставит их без своей защиты. Храм, иссеченный в скале, где явилась икона, стал особенным местом молитвы для них: здесь они укреплялись духом во время страшных истязаний, в храме они чувствовали себя одною семьею Отца Небесного, защищающего их своим Божественным Промыслом. Такое значение храма побуждало многих христиан поселиться около него, посвятить себя всецело Богу.

Так появился Бахчисарайский монастырь Главная заслуга этого монастыря в том, что он поддерживал дух и энергию христиан в борьбе с мусульманством. Он объединил христиан и защитил святую веру от дикого натиска ислама. Здесь была даже митрополичья кафедра. Когда она сюда перенесена, трудно сказать что-либо определенное, но что она находилась здесь, доказательство сего можно находить в том, что здесь жил последний митрополит Игнатий.

Таким образом, Бахчисарайский монастырь был центром религиозной жизни христиан в Крымском ханстве: ему принадлежало и духовное назидание христиан, и управление ими. И если бы не татарское иго, он был бы благоустроенной и величественной лаврой, но магометанский фанатизм сделал то, что христианам воспрещено было даже ставить кресты на церквах, их изнуряли непосильными работами и податями. От высокой греческой культуры и цивилизации не осталось ничего. Многие усвоили татарский язык и обычаи. Землянки и пещеры заменяли дворцы и храмы.

Когда отношения между татарами и греками достигли высшей степени напряженности, греки обратились за помощью к России. Русские, испытав сами татарское иго, всегда сочувственно относились к единоверцам-грекам. Греки издавна получали от Москвы милостыню. Они видели, что только русские, став победителями, помогут им (в это время уже шла война между Россией и Турцией).

В 1778 году по Высочайшему соизволению, главнокомандующий русскими войсками Румянцев вошел в сношение с митрополитом Игнатием, бывшим главою крымских христиан, и предложил ему со всеми христианами Крыма переселиться в пределы России.


Митрополит, 23 апреля в день святой Пасхи, после литургии в Успенской церкви нынешнего скита, предложил это дело своей пастве. Весть о выходе христиан разнеслась по всему Крыму.


назад 2 вперёд

 1  2  7  3  9  4  5  6  0  8