МОНАШЕСТВО: устав с.13

О ТРАПЕЗЕ

73. Если братская трапеза поставляется непосредственно по окончании церковного богослужения, то братия прямо из церкви идут на трапезу, а если по некотором времени, то ожидая трапезы имеют отдых в келиях.

74. Испросив благословения у настоятеля, трапезный ударяет в колокол, и братия в клобуках и рясах немедленно собираются на трапезу, которая начинается и оканчивается положенными молитвословиями.

75. , внимая предлагаемому чтению из жития святых или из поучительных книг. Для чтецов составляется особое расписание на весь месяц, и никто из братии не должен уклоняться от этого послушания.

76. Позднее вхождение в трапезную или исхождение из нее прежде окончания без благословения признается беспорядком и не оставляется без ответственности.

77. Никто не должен брать пищу в келию, кроме тех, которым разрешит сие настоятель или благочинный, как не могущим придти на общую трапезу, например, по болезни, по глубокой старости и иным серьезным причинам. Незаконно опоздавшие могут быть вразумлены выговором или вовсе лишены трапезы.

78. Во время обеда, перед последним блюдом, старший из братии звонит в колокольчик, вся братия встает, и старший произносит: "Пресвятая Богородице спаси нас". Братия ответствует "Аминь", и все снова садятся на свои места.

О КЕЛЕЙНОМ ПРЕБЫВАНИИ.

79. Время, оставшееся от церковного богослужения и исполнения послушаний, проводимое в келиях, братия должны употреблять с благоразумием и бережливостью, приобретая возможно большую пользу, главным образом – духовную. Таковыми полезными келейными занятиями могут быть:

- келейное правило по уставу и благословению старца;

- чтение душеполезных книг и выписывание из них, важнейших назидательных мыслей;

- упражнение в церковном пении и чтении, изучение нотной азбуки, церковно-славянского языка, устава церковного, и прочих предметов, служащих приготовлением к церковной службе;

- занятия, поручаемые настоятелем или кем-либо из начальства и выполняемые как послушание (иконописание, летописание и т.д.);

- рукоделие в пользу обители, или для удовлетворения собственных нужд, или иных полезных целей;

- уборка келии, чистка и ремонт одежды, обуви и пр., что служит целям чистоты, и опрятности жи­лища, и одежды инока;

80. Любимой настольной книгой каждого инока монастыря должна быть Святая Библия, т.е. Священные книги Ветхого и Нового Завета, повествующие об истории творения мира и человека, о приуготовлении человеческого рода к принятию Спасителя и о пришествии в мир, учении, страдании, смерти и Воскресе­нии Господа нашего Иисуса Христа.

81. Среди духовно-нравственной литературы могут быть рекомендованы к келейному чтению следующие подвижнические писания: Аввы Дорофея, Василия Великого, Иоанна Лествичника, Ефрема Си­рина, Макария Великого, Нила Сорского, Исаакия Сирина, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Варсонофия Великого, Афонский Патерик, Симеона Нового Богослова, Аввы Исайи, Тихона Задонского, Димитрия Ростовского, труды епископа Феофана Затворника, епископа Игнатия Брянчанинова, епископа Петра, пять томов Добротолюбия, Древний Патерик, Луг

назад 13 вперёд


Крымская Лавра ©2007-2014


webmaster